кароче вот
Предвыборный дисконт: поправки в ПДД смягчили и приняли в третьем чтении
Поправки, серьезно ужесточающие наказание за нарушение Правил дорожного движения /ПДД/, вызвали в обществе широкий резонанс. Депутаты предложили внести их еще в начале нынешнего года, и всю весну, да и начало лета, заинтересованные стороны обговаривали все возможные аспекты ужесточения. В марте, когда документ проходил первое чтение, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что "необходимо довести размер штрафов до такого уровня, чтобы не хотелось бы их платить". Тогда предлагалось, кроме штрафов, ввести балльную систему наказания за правонарушения, но эта идея не прошла. Впрочем, в принятом тогда виде документ и без того выглядел достаточно радикальным. Штрафы предполагалось увеличить примерно в 5-10 раз.
Затем пошли предложения из серии "как нам улучшить законопроект". Так, бывший глава ГИБДД сенатор-"единоросс" Владимир Федоров предлагал вовсе скостить тем, у кого отобрали права, половину срока за примерное поведение. Для подтверждения последнего, по словам В.Федорова, понадобится характеристика с работы, медицинская справка или справка из милиции. Кто-то предлагал рисовать на дорогах белые силуэты трупов – чтобы призвать водителей задуматься о вечном. А некоторых хотели и вовсе поднять штрафы до европейских норм – 200-500 евро. Согласитесь, заплатить за непристегнутый ремень сумму, сопоставимую со стоимостью автомобиля, мягко говоря, не хочется.
Однако ко второму чтению, состоявшемуся в минувший четверг, все эти "карательные" настроения сошли на нет. Изменения в 12-ю главу Кодекса об административных правонарушениях /КоАП/ народные избранники приняли в максимально щадящем по сравнению с первоначальным варианте. Очевидно, депутаты решили не злить население накануне предстоящих парламентских и президентских выборов, выкинув из документа все вызвавшие наибольшие нарекания поправки. Ведь автомобилисты сейчас представляют одну из наиболее активных в социальном смысле сил в обществе. Чего стоит хотя бы неудача с последней идеей столичных властей увеличить транспортный налог. Грузоперевозчики, оперативно договорившись с руководством движения автомобилистов "Свобода выбора", пообещали в случае принятия такого закона перекрыть улицы Москвы. Резко против нововведения выступили правозащитники. В результате Мосгордума отложила обсуждение скандального документа на неопределенное время. А мэр города Юрий Лужков заявил, что подобный налог должен вводиться по прогрессивной шкале: чем больше мощность автомобиля, тем больше платишь. Поборы, конечно, увеличат – кто бы сомневался. Но, очевидно, активность в этом направлении московские власти тоже решили отложить "на после выборов".
Вернемся, однако, к нашим баранам, то есть штрафам. Во-первых, авторы законопроекта отказались от идеи поднять минимальный потолок штрафа до 300 руб. Его размер окажется прежним – 100 рублей. Правда, верхний предел штрафа установлен в размерах аж 5 тыс рублей – так предлагается наказывать тех, кого в силу обстоятельств невозможно "упечь" на 15 суток за особо злостные деяния вроде вождения в нетрезвом виде. В "льготную", если можно так выразиться, категорию попали беременные, инвалиды, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, и чиновники, обладающие статусом неприкосновенности. Инициаторы законопроекта пошли "на попятный" и в некоторых других статьях.
Так, за превышение скорости на 10-20 км/ч предусмотрено наказание в размере 100 рублей /планировали - 300/, на 20-40 км/ч - 300 рублей /ранее - 500/, на 40-60 км/ч - 1 тыс. - 1,5 тыс. рублей. Превышение более, чем на 60 км/ч обойдется нарушителю в 2- 2,5 тыс руб либо грозит лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Проезд на красный сигнал светофора подорожал в 7 раз /с 100 до 700 рублей/. Впрочем, по сравнению с нынешними санкциями даже нынешнее повышение выглядит серьезным. Так, за превышение скорости на 40–60 км/ч сейчас придется выложить всего 100–300 рублей. Отдельная новация законопроекта - статья о разговоре по телефону без специального наушника hands free. Для таких нарушителей отныне предусмотрен штраф в 300 рублей.
А вот непристегнутый ремень депутатам удалось отстоять. Вместо нынешних 100 рублей нарушителям, в том числе, пассажиру на переднем сиденье, придется выложить 500 рублей. Слава Богу, до 500 евро, как в Европе, дело не дошло. Впрочем, и такое наказание покажется нашим людям существенным, особенно, если платить придется каждый день. По оценкам ГИБДД, в случае аварии, если водитель и пассажир были непристегнуты, вероятность их гибели или тяжких телесных повреждений повышается на 70 проц.
Как и планировалось ранее, на срок от 4 до 6 мес лишат водителя прав и за выезд на встречную полосу. Причем сдать права водитель обязан в течение трех дней с момента решения суда. Вождение без прав и в состоянии опьянения теперь будут карать арестом на 15 суток. Всевозможные нарушения теперь будут фиксироваться с помощью фото- и видеокамер, работающих на основных трассах в автоматическом режиме. Это позволит привлекать водителей к ответственности. Причем, никакой презумпции невиновности в этом случае ждать не стоит – суд может принять соответствующее решение и в отсутствие обвиняемого. Правда, если доказать, что в момент совершения преступления за рулем находился не владелец машины, а кто-то другой, или автомобиль был вообще угнан, ответственность не наступит. Остается догадываться, каким образом автовладельцам предлагается это доказывать. Как, впрочем, непонятно и с административным арестом: мало кто из гаишников захочет утруждать себя волокитой с бумагами, да и изоляторы временного содержания, куда предполагается сажать нарушителей, давно переполнены. Так что де-факто их ждет лишь штраф "по максимуму".
Немало было сказано и о том, что считать вождением в нетрезвом виде, и как это состояние доказать. Пьяным отныне считается водитель, если в его крови содержится 0,3 +грамма этилового спирта на литр. Другой вариант – 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Наличие наркотиков или психотропных веществ недопустимо в любом количестве. Если водитель, не имеющий права управления транспортными средствами, либо лишенный такого права, отказывается от законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования, это влечет за собой административный арест на срок до 15 суток, либо штраф в размере 5 тыс руб. Существует также запрет употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому причастен водитель. Такой же запрет вступает в силу, если транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции до момента проведения освидетельствования на алкоголь или решения об освобождении от освидетельствования. Нарушение этих пунктов ПДД влечет за собой лишение права управления транспортными средствами от 1,5 до 2 лет.
Эксперты и правозащитники уже оценили принятые поправки по-разному. Глава комиссии Общественной палаты Анатолий Кучерена считает, что поправки в КоАП, касающиеся ПДД, сделают дорожное движение более безопасным. Но помимо репрессивных мер нужны "и меры гуманитарного, воспитательного характера: люди сами должны понимать, что лучше соблюдать правила, а не нарушать их". По словам А.Кучерены, особенно важно свести к минимуму контакт участников дорожного движения с сотрудниками ГАИ.
А депутат Госдумы Виктор Похмелкин также охарактеризовал принятый законопроект, как "шаг вперед". Однако он с сожалением констатировал, что документ не удалось полностью очистить от положений "репрессивно-полицейского характера". Такие моменты создают почву для дальнейшей коррумпированности сотрудников ГИБДД. Вообще, по его мнению, одни лишь наказания, налагаемые на водителей, проблем с безопасностью на дорогах не решат. Здесь необходимы комплексные меры, в частности, реформирование самой структуры ГИБДД и усиление ответственности конкретных чиновников. Как за соблюдение безопасности дорожного движения, так и за качество дорог.
В целом наблюдатели полагают, что после того, как поправки вступят в силу, поборы на дорогах могут вырасти в 3-5 раз. Если же речь идет о нарушении, за которое предусматривается лишение прав, то тут цифры вовсе не поддаются анализу. Однако в любом случае эти меры хотя бы отчасти улучшат ситуацию на дорогах. В первую очередь, гаишники усилят внимание за теми участками дороги, которые прежде они попросту выпускали из виду. Пусть из корыстных соображений, но и то, как говорится, хлеб. А во-вторых, и это главное, увеличение размера поборов /как легальных, так и нелегальных/ должно отбить охоту нарушать права у небогатых водителей. Каковых, как и вообще небогатых людей в стране, большинство. Если за одни и те же нарушения им придется ежедневно выкладывать порядка 50-100 долл – и не так уже важно, в карман гаишника или официально – есть шанс, что мера их ответственности усилится. Те же, для кого и 1000 долларов не штраф, будут гонять по-прежнему: и пьяные, и с превышением, и наплевав на разметку. Но таковых, как мы понимаем, меньшинство.
Что ж, остается дождаться 1 января 2008 г, когда положения нового закона официально вступят в силу, если не возникнет возражений у Совета федерации или президента, которые должны утверждать документ. А там посмотрим – кто, за что, кому и сколько будет платить.
атсюда